Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
1. Рабочим считается время, в течение которого работник трудится на работодателя в определенном им месте и на определенных условиях. Параметры его продолжительности и порядка использования устанавливаются как на уровне законодательства, например ТК, так и на уровне подзаконных актов, в рамках коллективно-правового регулирования трудовых отношений и индивидуальных трудовых договоров.
2. К рабочему времени в соответствии с законодательством в ряде случаев относятся периоды, когда работник фактически не выполнял свои трудовые обязанности, но находился в подчинении и в распоряжении работодателя, например оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены), при простое не по вине работника (ст. 157 ТК); перерыв для кормления ребенка (ст. 258 ТК). Например, ст. 108 ТК обязывает работодателя обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, если по условиям работы ему нельзя предоставить перерыв.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время (ст. 109 ТК).
Следовательно, рабочее время состоит из фактически отработанного времени в течение дня. Оно может быть меньше или больше установленной для работника продолжительности работы (смены).
3. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено требование, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Эта общая норма должна выполняться сторонами трудового договора независимо от формы собственности организации, где осуществляются трудовые отношения. Она не может изменяться по соглашению сторон трудового договора, кроме случаев, указанных в ТК и других нормативных правовых актах, когда, например, законодательством предусмотрены сокращенное рабочее время, или неполная рабочая неделя, или неполный рабочий день. Эта норма должна применяться независимо от вида рабочей недели и установленного режима рабочего времени, включая его суммированный учет.
4. Предельная нормальная продолжительность рабочей недели для всех работников (а именно временных, сезонных и др.), заключивших трудовой договор, не должна превышать 40 ч в неделю, за исключением случаев, указанных в законах, например простой не по вине работника и др.
Именно исходя из этой 40-часовой нормы должна исчисляться меньшая норма рабочего времени, установленная ТК (ст. 92), и может снижаться продолжительность рабочего времени работников конкретных организаций по сравнению с нормальной без уменьшения оплаты труда.
Рабочее время и периоды времени, которые в соответствии с ТК и иными нормативными актами относятся к рабочему времени, подлежат учету работодателем (форма N Т-12).
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету использования рабочего времени (формы N Т-12 и N Т-13) утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. Эти унифицированные формы учетной документации использования рабочего времени субъектами трудовых отношений распространяются на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ. Исключение установлено лишь для бюджетных учреждений.
Виды рабочего времени различаются по его продолжительности: нормальное, сокращенное и неполное.
Нормальная продолжительность рабочего времени составляет не более 40 ч в неделю, как при 5-, так и при 6-дневной рабочей неделе.
Сокращенная продолжительность рабочего времени меньше нормальной, но с оплатой как за нормальную его продолжительность.
Сокращенное рабочее время определяется законом для отдельных категорий работников с учетом возраста, вредности условий труда, его интенсивности, специфики трудовой функции и других факторов, указанных в ст. 92 ТК.
5. В международных нормах регулированию рабочего времени уделяется значительное внимание. Самая первая Конвенция N 1 МОТ "Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю" (1919 г.) установила 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю. Превышение указанной продолжительности допускалось "при несчастном случае или угрозе такового, в случае необходимости срочных работ по ремонту машин или оборудования или в случае непреодолимой силы". Превышение также допускалось на таких работах, которые предполагают сменный график при непрерывном характере производства. Рабочее время в неделю при этом не должно было превышать 56 ч.
Следующей стала важная Конвенция N 47 МОТ "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935 г.).
Рекомендация N 116 МОТ "О сокращении продолжительности рабочего времени" (1962 г.) предусматривает необходимость выработки каждым членом МОТ национальной политики, направленной на постепенное сокращение нормальной продолжительности рабочего времени. Предполагалось, что составной частью такой политики должны стать немедленные меры по сокращению рабочей недели в том случае, если она превышает 48 ч. При этом компетентный орган должен устанавливать предельное количество сверхурочных часов, которое может быть проработано в течение определенного периода времени.
Согласно указанной Рекомендации нормальной продолжительностью рабочего времени считается принятое законодательством, коллективными договорами или арбитражными решениями число часов, сверх которых всякая оплачиваемая работа оплачивается по особым ставкам для сверхурочных. При исчислении средней нормальной продолжительности рабочего времени за основу берется рабочая неделя. Сверхурочными являются все часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Предельное число таких сверхурочных устанавливается компетентным органом. Этот орган должен систематически проводить консультации с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Данные консультации должны затрагивать и вопросы оплаты сверхурочной работы.
При этом особо учитывается положение отдельных категорий работников, среди которых беременные женщины, кормящие матери, молодые работники в возрасте до 18 лет, лица с ограниченной трудоспособностью в силу определенных недостатков. Учет нормального рабочего времени и сверхурочного времени должен производиться работодателем, контролироваться трудовой инспекцией и в случае нарушения его продолжительности повлечь применение соответствующих санкций.
Многочисленные акты регулируют рабочее время по отношению к отдельным отраслям производства и категориям работников. Это Конвенции МОТ: N 30 "О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях" (1930 г.), N 46 "Об ограничении рабочего времени в угольных шахтах (пересмотренная в 1935 году)" (1935 г.), N 49 "О сокращении продолжительности рабочего времени на стеклодувных предприятиях" (1935 г.), N 51 "О сокращении продолжительности рабочего времени на общественных работах" (1936 г.), N 61 "О сокращении рабочего времени в текстильной промышленности" (1937 г.), N 153 "О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте" (1979 г.). Значительная часть Конвенций сопровождается рекомендациями, например в сфере регулирования рабочего времени - Рекомендацией N 161 МОТ "О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте" (1979 г.). Указанные акты содержат незначительные изменения в сфере регулирования продолжительности рабочего времени по сравнению с Конвенцией N 47 МОТ, устанавливая особенности режима и распределения времени в течение рабочего дня.
В основном все специальные нормы, регулирующие рабочее время в отдельных отраслях и по отдельным категориям работников, отнесены ТК к разд. IV, однако в ней отражены не все категории и особенности, которые имеют отличное от общего регулирование в международных нормах. Например, Конвенция N 172 МОТ "Об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях" (1991 г.) и Рекомендация к ней N 179 термин "рабочее время" определяют как время, в течение которого трудящийся находится в распоряжении предпринимателя. В соответствии с национальным законодательством и сложившейся практикой таким лицам предоставляется приемлемый минимальный ежедневный (средней продолжительностью 10 непрерывных часов) и еженедельный отдых (не менее 36 ч), который должен быть непрерывным. Кроме того, они должны заблаговременно информироваться о графиках работы. Если трудящиеся в случае необходимости привлекаются к работе в праздничные дни, то они получают соответствующую компенсацию в виде свободного времени или денежного вознаграждения, что определяется посредством коллективных переговоров или согласно национальному законодательству или практике. Рекомендация устанавливает необходимость постепенной ликвидации практики разделения рабочего времени на части, а также необходимость принятия мер, обеспечивающих правильный подсчет и регистрацию рабочего времени и сверхурочных работ.
Работа в ночное время определяется Конвенцией N 171 МОТ "О ночном труде" (1990 г.) и Рекомендацией к ней N 178. Более ранние акты регулировали ночной труд применительно к таким категориям работников, как женщины и молодежь.
В Конвенции N 171 МОТ термин "ночной труд" означает любую работу продолжительностью не менее 7 ч подряд, включая промежуток между полуночью и 5 ч утра. Данная Конвенция и Рекомендация к ней содержат комплекс норм, направленных на установление мер, принимаемых в целях охраны здоровья работающих в ночное время, предоставление им возможности профессионального роста, содействия в выполнении семейных и общественных обязанностей. К числу таковых относятся, в частности, право на прохождение бесплатного медицинского обследования по просьбе работника, получение первой медицинской помощи и консультаций по уменьшению ущерба для здоровья, связанного с ночным трудом.
Не запрещая в принципе ночной труд для женщин в период беременности, Конвенция N 171 МОТ предусматривает перевод женщины на работу в дневное время: до и после рождения ребенка в течение по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должно предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка; в течение дополнительных периодов, в отношении которых выдается медицинское свидетельство, удостоверяющее, что это необходимо для здоровья матери или ребенка; во время беременности и в течение определенного времени сверх периода после рождения ребенка, устанавливаемого по согласованию с представительными органами предпринимателей и трудящихся.
6. Учет рабочего времени ведется с помощью форм N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" и N Т-13 "Табель учета рабочего времени".
Эти табели применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение разд. I "Учет рабочего времени" табеля по форме N Т-12 в качестве самостоятельного документа без заполнения разд. 2 "Расчет с персоналом по оплате труда". Форма N Т-13 применяется для учета рабочего времени.
Табели составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передаются в бухгалтерию.
Отметки в табеле о причинах неявок на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и др. производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и др.).
Для отражения ежедневных затрат рабочего времени за месяц на каждого работника в табеле отведено:
В верхней строке граф 4, 6 делаются отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а в нижней - записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. При необходимости допускается увеличение количества граф для проставления дополнительных реквизитов по режиму рабочего времени, например, времени начала и окончания работы в условиях, отличных от нормальных.
При заполнении граф 5 и 7 табеля по форме N Т-12 в верхних строках проставляется количество отработанных дней, в нижних - количество часов, отработанных каждым работником за учетный период.
Затраты рабочего времени учитываются или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в верхней строке табеля в графах проставляются только коды условных обозначений; в нижней строке графы остаются пустыми.
При составлении табеля по форме N Т-12 в разд. 2 на один для всех работников вид оплаты и корреспондирующий счет заполняются графы 18 - 22, а при расчете разных по каждому работнику видов оплаты и корреспондирующих счетов - графы 18 - 34.
Форма N Т-13 применяется при автоматизированной обработке учетных данных. При составлении табеля по этой форме:
Бланки табеля по форме N Т-13 с частично заполненными реквизитами могут быть изготовлены с применением средств вычислительной техники. К таким реквизитам относятся: структурное подразделение, фамилия, имя, отчество, должность (специальность, профессия), табельный номер и т.п., т.е. данные, содержащиеся в справочниках условно-постоянной информации организации. В этом случае форма табеля изменяется в соответствии с принятой технологией обработки учетных данных.
Условные обозначения отработанного и неотработанного времени, представленные на титульном листе формы N Т-12, применяются и при заполнении табеля по форме N Т-13.
Спасибо за Ваше обращение, заявка отправлена. В ближайшее время мы с Вами свяжемся и уточним все детали, которые
1.1. Настоящая Политика определяет порядок обработки и защиты компании «LYSI» информации о физических лицах (далее - Пользователи), которая может быть получена «LYSI» при использовании Пользователем услуг, предоставляемых посредством сайта «LYSI».
1.2. Цель настоящей Политики - обеспечить защиту информации о Пользователях, включая полученные персональные данные, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.3. Отношения, имеющие отношение к сбору, хранению, распространению и защите информации, предоставляемой Пользователем, регулируются настоящей Политикой, иными официальными документами «LYSI» и действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Регистрируясь на Сайте и используя Сайт и Сервисы, Пользователь выражает свое полное согласие с условиями настоящей Политики.
1.5. В случае несогласии с условиями настоящей Политики, Пользователи должен воздержаться от использования Сайта и/или каких-либо Сервисов, доступных при использовании Сайта.
2.1. Обработка персональных данных Пользователя производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персональные данные Пользователя, переданные «LYSI», обрабатываются с целью: Идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с «LYSI»; Предоставления Пользователю услуг; Таргетирования рекламных материалов; Проверки, исследования и анализа данных, дающих возможность поддерживать, разрабатывать и улучшать Сервисы и разделы Сайта; Проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
3.1. «LYSI» принимает все необходимые меры для защиты персональных данных Пользователя от случайного доступа, изменения, раскрытия, блокирования, уничтожения, неправомерных действий.
3.2. «LYSI» вправе передать персональные данные Пользователя только тем работникам, подрядчикам и аффилированным лицам, которым эта информация необходима для оказания услуги пользователю или обеспечения функционирования Сайта и Сервисов.
3.3. «LYSI» вправе использовать предоставленную Пользователем информацию, в том числе персональные данные, в целях обеспечения соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации (в том числе в целях предупреждения и/или пресечения незаконных и/или противоправных действий Пользователей). Раскрытие предоставленной Пользователем информации может быть произведено лишь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по требованию суда, правоохранительных органов, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
4.1. Используя Сайт и Сервисы, пользователь подтверждает, что: обладает правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать Услуги сайта; указывает достоверную информацию о себе в необходимых объемах для пользования Услугами Сайта. Обязательные для заполнения поля помечены специальным образом, иная информация предоставляется Пользователем по его усмотрению; осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может стать доступной для третьих лиц, может быть скопирован и распространена ими; согласен с настоящей Политикой и принимает все указанные в ней права и обязанности. Оно дает «LYSI» право на сбор, хранение, обработку и передачу третьим лицам персональных данных, предоставляемых Пользователем.
4.2. «LYSI» не проверяет достоверность полученной информации, кроме ряда случаев, когда такая проверка необходима для исполнения обязательств по предоставлению Услуги Пользователю.
5.1. Данные, которые пользователь сообщает самостоятельно при пользовании Сайтом и Сервисами. Информация, которая входит в данные, но не ограничивается ими: имя, фамилия, пол, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, семейное положение, дата рождения, родной город, домашний адрес, информация об образовании, о роде деятельности.
5.2. Данные, передающиеся Сервисам в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения. В том числе IP-адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к Сервисам), время доступа, адрес запрашиваемой страницы.
5.3 Иная информация о Пользователе, сбор и/или предоставление которой определено в Регулирующих документах отдельных Сервисов «LYSI».
6.1. «LYSI» имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. После внесения изменений в последней редакции указывается дата обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
6.2. К настоящей Политике и отношениям между Пользователем и «LYSI», возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.
7.1. Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать в Службу поддержки «LYSI».