Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
1. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утв. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК (далее - средний заработок) (см. п.п. 2 - 19 Положения - не приводятся).
2. Статья 1086 ГК установила порядок определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.
Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.
Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.
Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за 12 мес. работы, предшествовавших повреждению здоровья, на 12. В случае когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее 12 мес., среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.
Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.
В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее 5-кратного установленного законом МРОТ.
Если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
3. Статья 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих.
Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих определяется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством РФ.
Среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж.
4. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870 с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ.
5. См. также п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
6. В России немало компаний, в которых средняя заработная плата распределяется так: рабочий получает 300 - 500 долл. в месяц, средний персонал - 1000 - 1200 долл., высшие руководители - 10 - 100 тыс. долл.
В развитой капиталистической стране средний класс имеет доход на 1 члена семьи независимо от того, работает член семьи или нет, от 3 до 8 тыс. долл. Численность среднего класса в развитой стране может составлять не менее 50%. Такое положение можно рассматривать как цель государственной политики для России в сфере социально-экономических отношений.
К населению, которое находится за чертой бедности, относятся граждане, которые имеют ежедневный доход на члена семьи, равный или менее 2 долл.
"Среднюю заработную плату к 2025 году планируется довести до 4 - 4,5 тысячи долларов. В 2010 году средняя заработная плата в Москве должна выйти на уровень 40 - 45 тысяч рублей", - отметил заместитель мэра Москвы Юрий Росляк (Москва, 6 мая 2008 г. - РИА Новости).
В докладе "Заработная плата в мире в 2008 - 2009 гг." МОТ предупреждает о сокращении в 2009 г. реальной заработной платы миллионов работников.
"Для 1,5 млрд. наемных работников в мире наступают трудные времена, - отметил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. - Замедленные или отрицательные темпы экономического роста в сочетании с крайней нестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы многих работников, особенно малооплачиваемых и живущих в бедных семьях. Во многих странах серьезно пострадают и представители среднего класса".
Основываясь на оценках Международного валютного фонда (МВФ), эксперты МОТ предполагают, что реальная заработная плата в мире в 2009 г. возрастет в лучшем случае на 1,1% (1,7% в 2008 г.), а во многих странах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. Рост заработной платы в промышленно развитых странах снизится с 0,8% в 2008 г. до 0,5% в 2009 г.
По данным доклада, с 1995 г. разница между максимальной и минимальной заработной платой увеличилась более чем в 2/3 всех стран, по которым имеются соответствующие данные, и во многих случаях этот показатель достиг социально неприемлемого уровня. Самые быстрые темпы увеличения разрыва между максимальной и минимальной заработной платой наблюдались в Германии, Польше и США. В других регионах эта разница также резко возросла, особенно в таких странах, как Аргентина, Китай и Таиланд.
В нынешних условиях государствам рекомендуется продемонстрировать готовность поддержать покупательную способность населения, стимулируя внутреннее потребление. Во-первых, социальным партнерам следует предложить договориться о путях и способах предотвращения дальнейшего ухудшения соотношения между долей заработной платы и долей прибыли в ВВП. Во-вторых, с помощью минимальной заработной платы необходимо эффективно поддерживать наименее защищенных работников. В-третьих, нормы, установленные в отношении минимальной заработной платы, и практику ведения переговоров по вопросам заработной платы следует дополнить государственными мерами поддержки, например мерами по поддержанию дохода.
Такие инструменты, как минимальная заработная плата и коллективные переговоры, можно успешно сочетать. Охват коллективными договорами большего числа работников позволяет более тесно увязать заработную плату с экономическим ростом, а также сократить неравенство в оплате труда. Эффективное использование минимальной заработной платы, устанавливающей нижний порог оплаты труда, может способствовать сокращению неравенства заработной платы среди менее обеспеченной половины рабочей силы, снижению числа низкооплачиваемых работников и сокращению тендерного неравенства в оплате труда.
По данным Агентства Bloomberg, которое составило рейтинг городов с самыми большими заработными платами за 2008 г., Москва заняла 49-е место, так как московская заработная плата, без вычета налогов, составила 24,8% от заработной платы в Нью-Йорке, которая в рейтинге была базовой.
Разница в оплате в различных сферах деятельности следующая:
Москвичи зарабатывают в 3 раза меньше, чем жители Нью-Йорка, и в 4 раза меньше, чем жители Лондона.
В исследовании компании AVANTA Personnel сравнили уровень заработной платы в 8 крупных городах России: Санкт-Петербурге, Краснодаре, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре. За базовую (100%) взяли московскую заработную плату. Получилось, что в Санкт-Петербурге, например, получают 84% от среднемесячной московской зарплаты, во Владивостоке - 55%, в Краснодаре - 45%.
По данным Росстата, в 2007 г. россияне получали в среднем 17,112 тыс. руб. в месяц. В декабре 2008 г. средняя заработная плата в стране составила 20,238 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. заработная плата выросла на 8,1%.
Спасибо за Ваше обращение, заявка отправлена. В ближайшее время мы с Вами свяжемся и уточним все детали, которые
1.1. Настоящая Политика определяет порядок обработки и защиты компании «LYSI» информации о физических лицах (далее - Пользователи), которая может быть получена «LYSI» при использовании Пользователем услуг, предоставляемых посредством сайта «LYSI».
1.2. Цель настоящей Политики - обеспечить защиту информации о Пользователях, включая полученные персональные данные, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.3. Отношения, имеющие отношение к сбору, хранению, распространению и защите информации, предоставляемой Пользователем, регулируются настоящей Политикой, иными официальными документами «LYSI» и действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Регистрируясь на Сайте и используя Сайт и Сервисы, Пользователь выражает свое полное согласие с условиями настоящей Политики.
1.5. В случае несогласии с условиями настоящей Политики, Пользователи должен воздержаться от использования Сайта и/или каких-либо Сервисов, доступных при использовании Сайта.
2.1. Обработка персональных данных Пользователя производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персональные данные Пользователя, переданные «LYSI», обрабатываются с целью: Идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с «LYSI»; Предоставления Пользователю услуг; Таргетирования рекламных материалов; Проверки, исследования и анализа данных, дающих возможность поддерживать, разрабатывать и улучшать Сервисы и разделы Сайта; Проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
3.1. «LYSI» принимает все необходимые меры для защиты персональных данных Пользователя от случайного доступа, изменения, раскрытия, блокирования, уничтожения, неправомерных действий.
3.2. «LYSI» вправе передать персональные данные Пользователя только тем работникам, подрядчикам и аффилированным лицам, которым эта информация необходима для оказания услуги пользователю или обеспечения функционирования Сайта и Сервисов.
3.3. «LYSI» вправе использовать предоставленную Пользователем информацию, в том числе персональные данные, в целях обеспечения соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации (в том числе в целях предупреждения и/или пресечения незаконных и/или противоправных действий Пользователей). Раскрытие предоставленной Пользователем информации может быть произведено лишь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по требованию суда, правоохранительных органов, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
4.1. Используя Сайт и Сервисы, пользователь подтверждает, что: обладает правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать Услуги сайта; указывает достоверную информацию о себе в необходимых объемах для пользования Услугами Сайта. Обязательные для заполнения поля помечены специальным образом, иная информация предоставляется Пользователем по его усмотрению; осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может стать доступной для третьих лиц, может быть скопирован и распространена ими; согласен с настоящей Политикой и принимает все указанные в ней права и обязанности. Оно дает «LYSI» право на сбор, хранение, обработку и передачу третьим лицам персональных данных, предоставляемых Пользователем.
4.2. «LYSI» не проверяет достоверность полученной информации, кроме ряда случаев, когда такая проверка необходима для исполнения обязательств по предоставлению Услуги Пользователю.
5.1. Данные, которые пользователь сообщает самостоятельно при пользовании Сайтом и Сервисами. Информация, которая входит в данные, но не ограничивается ими: имя, фамилия, пол, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, семейное положение, дата рождения, родной город, домашний адрес, информация об образовании, о роде деятельности.
5.2. Данные, передающиеся Сервисам в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения. В том числе IP-адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к Сервисам), время доступа, адрес запрашиваемой страницы.
5.3 Иная информация о Пользователе, сбор и/или предоставление которой определено в Регулирующих документах отдельных Сервисов «LYSI».
6.1. «LYSI» имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. После внесения изменений в последней редакции указывается дата обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
6.2. К настоящей Политике и отношениям между Пользователем и «LYSI», возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.
7.1. Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать в Службу поддержки «LYSI».