Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу - частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.
Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.
На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой "Государственная пошлина". С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.
В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.
При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.
Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.
По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.
Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций - 2000 руб.
Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.
Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).
30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок". Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.
Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций - в размере 4000 руб.
Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.
При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.
Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок.
Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.
Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.
Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.
Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.
Во избежание нарушений права на судебную защиту Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" признал возможным ее уплату одним лицом за другое лицо по поручению последнего. Поскольку при указанных условиях государственная пошлина в установленном размере зачислена в доход федерального бюджета, основания для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без движения и последующего их возврата отсутствуют.
Государственная пошлина за подачу заявлений и жалоб в арбитражный суд подлежит зачислению в федеральный бюджет. В каждом субъекте Российской Федерации имеются свои реквизиты, которые необходимы для правильного оформления платежного документа. Они размещаются на официальном сайте арбитражного суда, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц иными общедоступными средствами.
Если оплата государственной пошлины произведена ошибочно с нарушением банковских реквизитов и она в федеральный бюджет не поступила, то это обстоятельство является основанием для оставления иска (заявления, жалобы) без движения.
При увеличении размера исковых требований доплата государственной пошлины производится в десятидневный срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении размера исковых требований излишне оплаченная государственная пошлина возвращается в порядке, установленном ст. 333.40 НК.
Спасибо за Ваше обращение, заявка отправлена. В ближайшее время мы с Вами свяжемся и уточним все детали, которые
1.1. Настоящая Политика определяет порядок обработки и защиты компании «LYSI» информации о физических лицах (далее - Пользователи), которая может быть получена «LYSI» при использовании Пользователем услуг, предоставляемых посредством сайта «LYSI».
1.2. Цель настоящей Политики - обеспечить защиту информации о Пользователях, включая полученные персональные данные, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.3. Отношения, имеющие отношение к сбору, хранению, распространению и защите информации, предоставляемой Пользователем, регулируются настоящей Политикой, иными официальными документами «LYSI» и действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Регистрируясь на Сайте и используя Сайт и Сервисы, Пользователь выражает свое полное согласие с условиями настоящей Политики.
1.5. В случае несогласии с условиями настоящей Политики, Пользователи должен воздержаться от использования Сайта и/или каких-либо Сервисов, доступных при использовании Сайта.
2.1. Обработка персональных данных Пользователя производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персональные данные Пользователя, переданные «LYSI», обрабатываются с целью: Идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с «LYSI»; Предоставления Пользователю услуг; Таргетирования рекламных материалов; Проверки, исследования и анализа данных, дающих возможность поддерживать, разрабатывать и улучшать Сервисы и разделы Сайта; Проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
3.1. «LYSI» принимает все необходимые меры для защиты персональных данных Пользователя от случайного доступа, изменения, раскрытия, блокирования, уничтожения, неправомерных действий.
3.2. «LYSI» вправе передать персональные данные Пользователя только тем работникам, подрядчикам и аффилированным лицам, которым эта информация необходима для оказания услуги пользователю или обеспечения функционирования Сайта и Сервисов.
3.3. «LYSI» вправе использовать предоставленную Пользователем информацию, в том числе персональные данные, в целях обеспечения соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации (в том числе в целях предупреждения и/или пресечения незаконных и/или противоправных действий Пользователей). Раскрытие предоставленной Пользователем информации может быть произведено лишь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по требованию суда, правоохранительных органов, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
4.1. Используя Сайт и Сервисы, пользователь подтверждает, что: обладает правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать Услуги сайта; указывает достоверную информацию о себе в необходимых объемах для пользования Услугами Сайта. Обязательные для заполнения поля помечены специальным образом, иная информация предоставляется Пользователем по его усмотрению; осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может стать доступной для третьих лиц, может быть скопирован и распространена ими; согласен с настоящей Политикой и принимает все указанные в ней права и обязанности. Оно дает «LYSI» право на сбор, хранение, обработку и передачу третьим лицам персональных данных, предоставляемых Пользователем.
4.2. «LYSI» не проверяет достоверность полученной информации, кроме ряда случаев, когда такая проверка необходима для исполнения обязательств по предоставлению Услуги Пользователю.
5.1. Данные, которые пользователь сообщает самостоятельно при пользовании Сайтом и Сервисами. Информация, которая входит в данные, но не ограничивается ими: имя, фамилия, пол, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, семейное положение, дата рождения, родной город, домашний адрес, информация об образовании, о роде деятельности.
5.2. Данные, передающиеся Сервисам в процессе их использования с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения. В том числе IP-адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к Сервисам), время доступа, адрес запрашиваемой страницы.
5.3 Иная информация о Пользователе, сбор и/или предоставление которой определено в Регулирующих документах отдельных Сервисов «LYSI».
6.1. «LYSI» имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. После внесения изменений в последней редакции указывается дата обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
6.2. К настоящей Политике и отношениям между Пользователем и «LYSI», возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.
7.1. Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать в Службу поддержки «LYSI».